ЦИРКУЛЯЦИЯ
Циркуляцией называется кривая, описываемая центром тяжести судна при повороте с постоянным углом отклонения руля.Назовем характерные элементы циркуляции (рис. 62).
Диаметр установившейся циркуляции Dц — диаметр окружности, описываемой центром тяжести судна. Его обычно выражают в длинах корпуса судна L. Причем для обеспечения хорошей управляемости и маневренности судна необходимо, чтобы
Это отношение принимают за меру поворотливости судна. Чем оно меньше, тем, лучшей поворотливостью (маневренностью) обладает судно.
Тактический диаметр циркуляции Dт—расстояние между положением диаметральной плоскости судна в начале поворота (на прямом курсе) и положением ее после изменения первоначального курса на 180°. Для судов различных типов обычно принимают
При маневрировании судна или состава в узкостях следует принимать во внимание диаметр циркуляции кормовой части судна, который больше диаметра циркуляции центра тяжести;
Для безопасного маневрирования необходимо знать также и другие элементы.
Выдвиг l1 — расстояние, на которое смещается центр тяжести судна в направлении первоначального курса от места начала циркуляции до места поворота судна на 90°,
Прямое смещение l2 — кратчайшее расстояние от линии первоначального курса до центра тяжести судна в положении, когда его курс изменится на 90°. Обычно
Обратное смещение l3 — наибольшее расстояние, на которое смещается центр тяжести судна от линии первоначального курса в сторону, противоположную повороту,
На циркуляции диаметральная плоскость судна образует некоторый угол β с касательной к траектории его движения, который называется углом дрейфа и может доходить до 20°.
Для приближенного определения Dц винтовых судов можно использовать формулу
где L — длина корпуса судна, м; Т — осадка судна, м; Sp — площадь пера руля, м2.
Характеристикой поворотливости судна является также период его циркуляции, т. е. промежуток времени, в течение которого судно совершает поворот на 360°. Он зависит от скорости хода судна и угла перекладки руля. С увеличением этих величин период циркуляции уменьшается.
Движение судов на циркуляции сопровождается возникновением у них крена обычно в сторону, обратную направлению перекладки руля. В целях уменьшения крена, особенно на судах, имеющих палубный груз, и на пассажирских, перед началом циркуляции следует уменьшать скорость движения.