ГЛАВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ. ДИЗЕЛИ ТИПА 6ЧРН 36/45.
Дизели типа 6ЧРН 36/45 (заводская марка Г70, Г60 и др.). Чугунная фундаментная рама и блок-картер (рис. 124) стянуты анкерными связями и болтами. Крышки цилиндров крепятся шпильками. На крышках установлены впускной, выпускной и пусковой клапаны, форсунка, предохранительно-декомпрессионный клапан.Вкладыши рамовых и шатунных подшипников взаимозаменяемы и устанавливаются без шабровки. Смазка к рамовым подшипникам подводится сверху. Упорным является ближайший к маховику подшипник.
Рабочие втулки цилиндров чугунные. Они имеют в верхней части карманы для прохода клапанов, а в нижней части — выемки для прохода шатуна.
Коленчатый вал выполнен из углеродистой стали. Кривошипы расположены под углом 120° и обеспечивают порядок работы цилиндров 1—5—3—6—2—4. На одной из щек каждого кривошипа установлены противовесы с целью облегчения работы рамовых подшипников. Рамовые шейки вала имеют косые сверления для подвода масла к шатунной шейке кривошипа с целью смазки шатунных подшипников и охлаждения поршней. Внутренние полости шейки закрыты заглушками. К шатуну смазка подводится по двум отверстиям в шейке кривошипа. Шатуны двутаврового сечения изготовлены из углеродистой стали. В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка.
Нижние подшипники шатуна крепятся четырьмя болтами, выполненными из хромоникелевой стали. Значение первоначальной длины болтов выбито на их головке.
Поршень чугунный, днище охлаждается маслом. Поршневые кольца хромированные, поршневой палец плавающего типа, поверхность его цементирована.
Реверсирование осуществляется осевым передвижением распределительного вала. Кулачные шайбы маркированы, имеют различный внутренний (посадочный) диаметр, значение которого выбито вместе с названием на теле шайбы. Наибольшие посадочные диаметры в середине распределительного вала. Это облегчает сборку кулачных шайб с распределительным валом. Шайбы привода клапанов имеют два рабочих профиля (на передний и на задний ход), плавно соединенных между собой. Топливные кулачные шайбы выполнены с одним профилем. Привод распределительного вала находится со стороны маховика.
Топливные насосы индивидуального исполнения золотникового типа с регулировкой подачи в конце нагнетательного хода. Для выключения топливных насосов предусмотрены рукоятки, оканчивающиеся эксцентриковым пальцем. Топливоподкачивающий насос шестеренного реверсивного исполнения.
Фильтр грубой очистки топлива сетчатый, сдвоенный. Фильтрующим элементом является штора из фильтромиткаля, сложенная в восьмигранную гармошку. Промывка фильтра осуществляется без остановки двигателя и разборки самого фильтра поворотом крана переключения. В корпусе форсунки установлен щелевой фильтр. Форсунка закрытого типа. Распылитель ее охлаждается дизельным топливом.
Пуск двигателя производится сжатым воздухом, хранящимся в баллонах под давлением 30 кгс/м2. Распределитель пускового воздуха плоский, золотникового типа.
Система смазки комбинированная, с сухим картером. Для очистки масла, кроме фильтров, предусматривается комплект центрифуг.
Газотурбонагнетатель установлен в носовой части дизеля. Подвод газов к турбине производится по двум теплоизолированным трубам. Каждая из них объединяет выхлопные патрубки трех последовательно расположенных цилиндров. Газы из картерного пространства отводятся через маслоуловитель и по трубопроводу подводятся к полости всасывания турбонагнетателя. Регулятор частоты вращения всережимный, центробежный, непрямого действия, с гидравлическим сервомотором и изодромной обратной связью. Приводится от распределительного вала дизеля. Для аварийной остановки двигателя предусмотрен регулятор безопасности, срабатывающий при резком возрастании частоты вращения (свыше 400 об/мин). Для ускорения остановки дизеля при реверсировании к маховику силой сжатого воздуха прижимаются колодки механического тормоза.
Двигатель снабжен аварийно-предупредительной сигнализацией, контролирующей температуру охлаждающей воды на выходе из двигателя, температуру масла на выходе из двигателя, давление масла в системе и давление воздуха в баллоне ДАУ.