ГЛАВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ. ДВИГАТЕЛИ 6ЧСП 18/22
Двигатели 6ЧСП 18/22 (рис. 128). Устанавливаются в качестве главных на пассажирских катерах, небольших буксирных теплоходах и толкачах. Двигатель нереверсивный с реверс-редуктором. На нем установлены вспомогательные агрегаты, необходимые для работы дизеля и судовой установки в целом.Литая чугунная фундаментная рама имеет плоскость разъема, лежащую намного выше оси коленчатого вала, что значительно увеличивает ее жесткость. С боков рамы предусмотрены смотровые люки с крышками. Часть их снабжена предохранительными клапанами. Одна крышка оборудована горловиной с сеткой для заливки масла. Вдоль двигателя под рамовыми подшипниками имеется стальная маслораспределительная труба, от которой смазка подводится снизу по вертикальным сверлениям в перегородках рамы к рамовым подшипникам. Вкладыши рамовых подшипников изготовлены из биметаллической полосы, плакированной сплавом АСМ. Верхние и нижние вкладыши не взаимозаменяемы. Средний рамовый подшипник является установочным.
Блок-картер представляет собой чугунную отливку симметричной формы, позволяющей использовать ее как для правой, так и для левой модели. В кормовой части блок-картера поставлена заслонка для аварийного перекрытия воздушного ресивера и остановки двигателя без перекрытия топливопровода. В поперечной перегородке блок-картера залита стальная труба, сообщающая масляный фильтр с холодильником масла. Блок-картер крепится к фундаментной раме силовыми шпильками и болтами, уплотнение достигается прокладкой из маслостойкой резины. Чугунные цилиндровые втулки в верхней части блока уплотняются притиркой, в нижней — резиновыми закладными кольцами. Крышки крепятся к блок-картеру шпильками и ставятся на прокладках. Охлаждающая вода подводится через отверстия в блоке и крышках. Детали, установленные на крышках и требующие постоянной смазки, закрыты кожухом. Индикаторные краны выполняют одновременно функции декомпрессионных клапанов. Вместо некоторых декомпрессионных клапанов могут устанавливаться газоотборочные клапаны для пополнения пусковых баллонов. Измерение температуры по цилиндрам производится при помощи термопар, ввернутых в приливы выпускных каналов крышек.
Коленчатый вал стальной цельнокованый. Рамовые и шатунные шейки вала сообщаются косыми сверлениями для подвода смазки. К кормовому фланцу вала крепится маховик и центробежный отражатель масла. Носовой конец имеет проточку, на которую путем шпоночного соединения устанавливается муфта дополнительного отбора мощности для подключения агрегатов, обслуживающих общесудовые нужды. Муфта включается автоматически давлением масла, подводящегося по осевому сверлению в носовом конце коленчатого вала.
Поршень чугунный с полуразделенной камерой сгорания конструкции ЦНИДИ (камера в поршне), обеспечивающей объемно-пленочное смесеобразование и удовлетворительные экономические показатели. Верхнее уплотнительное кольцо хромированное. Маслосъемные кольца сдвоенные. Стальной цементированный плавающий поршневой палец фиксируется стопорными пружинящими кольцами. Палец вставляется в бобышки и вынимается из них при нагревании поршня в масле до температуры 90—100°С.
Шатун двутаврового сечения с осевым сверлением для подвода смазки к головному подшипнику. Последний образован бронзовой втулкой, запрессованной в верхнюю головку шатуна. Шатунный подшипник, так же как и рамовые подшипники, имеет вкладыши из биметаллической полосы. Двигатели предыдущих выпусков имели стальные, залитые баббитом вкладыши, с набором прокладок, регулирующих масляный зазор. Шатунные болты стопорятся от проворачивания штифтами.
Распределительный вал составной, соединенный в средней части центрирующим кольцом. Вместе с валом откованы кулачки для впускных и выпускных клапанов цилиндров. Двигатели первых выпусков имели пусковые воздухораспределительные кулачки для каждого цилиндра. На двигателях последующих выпусков устанавливаются воздухораспределители золотникового типа. Распределительный вал связан с коленчатым валом шестернями.
Топливный шестиплунжерный насос стандартного типа. Рейка его связана с электрическим стоп-устройством. Топливоподкачивающий насос шестеренного типа установлен на противоположном от насоса высокого давления конце вала привода топливных насосов. Вращение топливораспределительному валу передается системой шестерен. В двигателях последних выпусков применена система гидравлического закрытия игл беспружинпых форсунок. Насос гидросистемы приводится в действие от эксцентрика, насаженного на вал топливного и топливоподкачивающего насосов. Для закрытия игл отбирается часть топлива, идущего от топливоподкачивающего насоса. Топливный фильтр тонкой очистки сдвоенный войлочный. Форсунки закрытого типа в верхней части имеют дополнительные фильтры.
Пуск дизеля производится сжатым воздухом под давлением 30—12 кгс/см2.
Система смазки у двигателя 6ЧСП 18/22 с мокрым картером. Ее схема показана на рис. 117.
Регулятор частоты вращения всережимный, центробежного типа, расположен в корпусе поста управления.
Реверс-редукторная передача механического типа с гидравлическим включением фрикционного сцепления. На реверс-редукторе установлены трюмный водяной насос, электрогенератор с эластичной муфтой и воздушный компрессор.