ХОЛОДИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Холодильные системы предназначены для охлаждения и поддержания определенной температуры в грузовых трюмах рефрижераторных судов и в провизионных камерах пассажирских, грузовых и буксирных теплоходов.Холод вырабатывается искусственным путем холодильными установками, в состав которых входят компрессор, конденсатор, испаритель и различные регулирующие устройства. Рабочей средой, при помощи которой получают холод, служат газообразные или легкоиспаряющиеся вещества, называемые хладагентами. Чаще всего в качестве хладагентов используется аммиак и фреон. В последнее время фреоновые установки получили большее распространение.
Способ получения холода основан на поглощении тепла при испарении хладагента в замкнутой системе. Охлажденные аммиак или фреон, циркулирующие в холодильной системе, проходят по батареям, расположенным непосредственно в охлаждаемых помещениях (батареи непосредственного охлаждения), или передают холод различным рассолам (холодоносителям). Последние прокачиваются через рассольные батареи, установленные в охлаждаемых грузовых помещениях.
При перевозке скоропортящихся грузов температура в холодильных камерах или в грузовых трюмах рефрижераторных судов поддерживается обычно в пределах от +3 до — 15°С. В зависимости от перевозимых грузов в трюмах и провизионных камерах должна быть обеспечена определенная влажность воздуха.
Кроме специальных холодильных систем, обслуживающих грузовые трюмы и провизионные камеры, на судах получили широкое распространение холодильные шкафы для хранения 120— 250 кг продуктов, прилавки-витрины на 100—280 кг продуктов и бытовые холодильники ЗИЛ, «Днепр», «Ока», «Саратов-2» и др. Бескомпрессорные холодильники «Север» и «Газоаппарат», как показывает опыт их эксплуатации на теплоходах типа «Ракета» и пассажирских судах мощностью 150—300 л. с, оказываются ненадежными в работе из-за вибраций корпуса, а также качки, крена и дифферента.