КОМПЛЕКСНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ
Современные речные суда очень насыщены механизмами, требующими постоянного или периодического наблюдения и ухода, имеют большое количество электрических машин, разветвленную сеть трубопроводов, сложное навигационное оборудование. В таких условиях обслуживание судовой силовой установки без применения средств автоматизации становится затруднительным. Поэтому современные силовые установки в значительной степени автоматизированы. Наибольшая эффективность достигается при комплексной автоматизации.Комплексная автоматизация снижает затраты труда машинной команды на 40—60%. Это позволяет на транспортных судах совмещать профессию судоводителей и механиков, на грузовых и буксирных судах мощностью до 4000 л. с, а также пассажирских судах при продолжительности рейсов менее 24 ч, отказаться от несения постоянных вахт в машинном отделении, ограничившись осмотром механизмов при смене вахт.
Па пассажирских судах с неограниченной продолжительностью рейса, на грузовых и буксирных теплоходах мощностью более 4000 л. с. совмещение профессий судоводителей и механиков затрудняется из-за сложности машинного и навигационного (штурманского) оборудования, но зато широко практикуется совмещение среди машинного персонала (помощник механика-электромеханик, моторист-кочегар и т. д.). В связи с этим на крупных судах предусматривается частичная комплексная автоматизация при несении постоянной вахты с сокращенным штатом машинной команды.
Ниже рассматривается принцип автоматизации вспомогательных механизмов и судовых систем (дистанционное и автоматическое управление главными двигателями было рассмотрено ранее).