ПОНЯТИЕ О СУДНЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ
Судном называется инженерное сооружение, способное плавать на воде и выполнять на водных путях определенные функции.Составными частями судна являются: корпус — прочное водонепроницаемое сооружение (набор и наружная обшивка); надстройки — закрытые сверху сооружения, расположенные над корпусом (на палубе); оборудование — включающее главную силовую установку, судовые движители и вспомогательные механизмы, судовые устройства и системы, специальное оборудование (оборудование грузовых, пассажирских помещений и т. п.), инвентарь.
Любое судно должно обладать качествами, которые подразделяются на навигационные (мореходные) и эксплуатационные.
К навигационным относятся плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость и плавность качки. Совокупность всех этих качеств обеспечивает судну безопасное плавание. Навигационные качества судна зависят от его размеров и соотношений между ними, от формы обводов, распределения грузов на судне (по высоте и длине).
К основным эксплуатационным качествам судна как инженерного сооружения относятся: соответствие габаритов и веса судна назначению и условиям эксплуатации; достаточная простота и легкость конструкции судна при одновременном обеспечении прочности в заданных условиях плавания; оснащенность оборудованием в соответствии с назначением; надежность в эксплуатации; экономичность постройки и эксплуатации; соответствие архитектурного оформления требованиям современной технической эстетики.
По району плавания суда, входящие в состав речного флота, делятся на классы «М—СП», «М», «О», «Р» и «Л».
Класс «М—СП» включает суда смешанного (река — море) плавания, выход которых в морские районы ограничивается удалением от убежищ и степенью волнения. Класс «М» включает суда, допущенные к плаванию по большим озерам и морским заливам, с ограниченным выходом в море. Прочность корпусов судов этого класса рассчитана на действие волн высотой 3 и длиной 40 м. К классу «О» относятся суда, которым разрешено плавать по крупным озеровидным водохранилищам Волги, Дона, Камы и других рек, а также в устьях больших рек. Прочность корпусов этих судов рассчитана на действие волн высотой 2 и длиной 20 м. В класс «Р» входят суда, допускаемые к плаванию по большим (магистральным) глубоководным рекам при высоте волн 1,2 и длине 12,5 м. Выход этих судов в районы плавания судов классов «М» и «О» допускается только по специальному разрешению Речного Регистра. К классу «Л» относятся суда, плавающие в верховьях больших рек и на их притоках.
В зависимости от материала корпуса суда делятся на стальные, из легких сплавов, пластмассовые, железобетонные, композитные и деревянные.
Наибольшее распространение получили стальные суда. Из легких (алюминиево-магниевых) сплавов строятся быстроходные суда на подводных крыльях и на воздушной подушке. Из таких материалов изготовляются также надстройки крупных стальных судов. Для постройки сравнительно небольших судов — катеров, шлюпок и лодок применяются различные пластмассы (полиэфирные смолы, стекловолокно). Из железобетона строят стоечные плавучие средства (дебаркадеры, понтоны, доки и т. п.). Деревянные суда больших размеров для транспортной работы в настоящее время не строят (дерево используется как отделочный материал и для постройки некоторых промысловых и мелких спортивных судов). Не строят сейчас также и композитные суда, корпус которых сделан из металла и дерева.
По способу движения суда делятся на самоходные и несамоходные. Первые имеют силовую установку, находящуюся непосредственно на судне, вторые ее вообще не имеют и перемещаются с помощью самоходных судов, или парусов, или за счет источника энергии, размещенного на берегу.
По типу силовой установки самоходные суда делятся па пароходы, теплоходы, турбо- и дизель-электроходы, газоходы и атомоходы, а по роду движителей — на колесные, винтовые, водометные и крыльчатые.
Основную часть несамоходного флота составляют баржи или баржи-секции, предназначенные для толкания или буксировки.
По принципу поддержания корпуса в заданном положении относительно воды при основном режиме работы надводные суда могут быть водоизмещающими (плавающими), глиссирующими, на подводных крыльях и на воздушной подушке.
По назначению суда делятся на транспортные, технические, вспомогательные и промысловые. К транспортным относятся суда, перевозящие пассажиров и грузы, а также буксиры-толкачи, к техническим — выполняющие или обеспечивающие работы в путевом хозяйстве (дноуглубительные и дноочистительные снаряды, грунтоотвозные шаланды, обслуживающие судоходную обстановку). Вспомогательными принято называть плавучие средства, предназначенные для обслуживания транспортных и технических судов (дебаркадеры, брандвахты, плавучие краны и перегружатели, нефтеперекачивающие станции, плавучие мастерские, топливные базы, магазины, пожарные и санитарные суда и т. п.). К промысловым относятся рыболовные суда.
По роду перевозок суда делятся на грузопассажирские, пассажирские, грузовые. Первые — это суда, приспособленные одновременно для перевозки грузов и не менее 12 пассажиров. Вторые — суда, приспособленные для перевозки 12 и более пассажиров с багажом. К грузовым относятся суда, предназначенные для перевозки грузов, размещаемых в трюмах или на палубе. Они в свою очередь подразделяются на сухогрузные, наливные и смешанные. Сухогрузные суда перевозят сухие грузы или любые грузы в таре, наливные — нефтепродукты или другие жидкие грузы наливом (в трюмные помещения или специальной конструкции баки), к смешанным грузовым судам относятся нефте-рудовозы, т. е. суда, предназначенные для перевозки в одном направлении нефтепродуктов наливом, а в другом — сыпучих грузов.
По архитектурно-конструктивным особенностям суда подразделяются так: палубные (имеют одну или несколько палуб); беспалубные, имеющие максимально возможное раскрытие трюмов для удобства производства грузовых работ с помощью механизации; суда-площадки (имеющие сплошную палубу, где размещаются грузы); со сплошной надстройкой, простирающейся почти по всей длине палубы; с раздельными надстройками, расположенными на некоторых участках палубы; одно-, двух- и трехдечные (по числу ярусов надстроек по высоте); одно- и двухкорпусные (катамараны).