СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Для спасения пассажиров, экипажа судна и оказания помощи утопающим или лицам, терпящим бедствие, все суда снабжаются специальными спасательными средствами, количество которых регламентируется Речным Регистром. К ним относятся спасательные шлюпки, плоты, скамейки и столы, спасательные круги, нагрудники и жилеты.Шлюпками типа ял, четырех- или шестивесельными обычно снабжаются суда классов «Р», «О», «М—СП». Малые суда снабжаются двухвесельными ялами или тузиками. Пассажирские и грузопассажирские суда имеют спасательные шлюпки типа вельбот.
В каждой шлюпке на одного человека должно приходиться не менее 0,225 м3 ее объема. Объем шлюпки (м3) может быть найден по формуле
где L, В, Н — соответственно длина, ширина и высота борта шлюпки. Зная объем и норму объема, приходящуюся па человека, можно определить n — число людей, вмещающихся в шлюпку(пассажировместимость):
Спасательные плоты изготовляются из пустотелых ящиков или цилиндров, имеющих решетчатый настил. По периметру плота прикрепляется леер. Подъемная сила плота принимается из расчета 14,5 кгс на одного человека, а при размещении людей по периметру—0,3 м на одного человека. На плотах необходимо иметь штерты длиной 40—50 м для крепления их у борта судна во время посадки и высадки людей.
Спасательные скамейки и столы в основном применяются на пассажирских судах и устанавливаются на палубах и террасах. Под крышками или сиденьями они имеют воздушные металлические ящики, придающие им плавучесть.
Спасательные круги изготовляются из пластинчатой или крошеной пробки, пенопластов. Первые обшиваются парусиной, и по их периметру пришит леер. Пенопластовые круги не имеют парусинового чехла, а леер к кругу крепится на парусиновых лямках. Такие круги легче пробковых, не намокают, но более хрупки.
Круг окрашивается масляной краской оранжевого цвета. На нем черными буквами пишут наименование судна и пароходство, которому принадлежит судно, или порт.
Спасательные круги размещаются на палубах равномерно по каждому борту, они должны легко сниматься со своих мест. Не менее двух кругов (по одному с каждого борта) должны иметь прикрепленные к ним лини длиной 28 м. При стоянке судна эти круги переносятся к трапу. Спасательные круги должны иметь штамп ОТК и быть всегда в полной исправности и готовности.
Спасательные нагрудники изготовляются из отдельных пробковых или пенопластовых секций, обшитых парусиной. В верхней части нагрудник имеет тесьму в виде петли, которой его надевают на шею, а для подвязывания на груди — тесьму на концах. Количество нагрудников на судне должно соответствовать численности пассажиров и членов экипажа.
Нагрудники обычно размещают в каютах пассажиров и команды, в шлюпках, а также на палубе в специальных рундуках, имеющих надпись «Спасательные нагрудники». Рундуки должны стоять в общедоступных местах и легко открываться.
Надувные спасательные нагрудники (НСН) изготовляются из прорезиненной ткани оранжевого цвета. Нагрудник надевается на плечи, крепится у пояса и охватывает шею. Надувается он углекислым газом из специального баллончика, расположенного на груди. В надутом состоянии нагрудник похож на большой воротник. Подъемная сила его равна 8 кгс.
Спасательные жилеты (рис. 26) делаются из двухслойной ткани, прошитой вертикальными швами на расстоянии 10—12 см. Внутренняя ткань в средней части по высоте между швами имеет разрез, образуя как бы карманы между ними. В эти карманы заложены целлофановые пакеты с гигроскопической ватой, которые придают плавучесть жилету. В нижней части жилета — по его кромке пришит ремень для крепления жилета по талии. Наружная ткань имеет оранжевый цвет. На левой стороне груди имеется карман для свистка.