ГЛАВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ. ДВИГАТЕЛИ ТИПА NVD48 И 8NVD36.
Двигатели типа NVD48 (рис. 125) и 8NVD36. Изготовляются в ГДР. Их основные характеристики приведены в табл. 7. Они имеют марки по ГОСТу 64Р 32/48, 84Р 32/48, 64РИ 32/48, 8ЧРН 32/48, 8ЧР 24/36. В основном конструкция двигателей однотипна и отличается размерами.В чугунной фундаментной раме расположены опорные и один упорный подшипник, который установлен в кормовой части рамы и предназначен для восприятия упора гребного винта. Вкладыши подшипников изготовлены из малоуглеродистой стали с трехслойной наплавкой (слой свинцовистой бронзы толщиной до 1,2 мм, разделительный слой никеля толщиной 0,001—0,0015 мм, рабочий слой сплава, состоящего из олова, меди и свинца толщиной 0,04—0,06 мм). Рабочий слой обладает повышенной износостойкостью. Вкладыши, как правило, взаимозаменяемы и устанавливаются в гнезда без прокладок в стыках. Шабрение подшипников при этом не допускается.
Блок-картер крепится к раме анкерными связями, а крышки цилиндров — к блок-картеру шпильками. Рабочие втулки чугунные. Верхний посадочный пояс втулки притирается к блоку цилиндров. Нижняя часть уплотняется резиновыми кольцами.
Шатуны круглого сечения. У двигателей NVD48 нижняя головка отъемная. Подшипник без вкладышей, баббит залит непосредственно на тело головки. Двигатели 8NVD 36 имеют неотъемную головку и стальные вкладыши, заставленные баббитом. Смазка к головному подшипнику подводится по каналу внутри тела шатуна.
Коленчатый вал цельный. Масло для смазки шеек подводится в рамовые подшипники по трубкам от масляной магистрали, а затем по наклонным сверлениям в теле кривошипа. Поршни двигателей с наддувом выполнены из алюминиевого сплава. Двигатели без наддува имеют чугунные или алюминиевые поршни. Поршневые пальцы плавающего типа предохраняются от осевого смещения пружинящими кольцами. Головной подшипник выполнен в виде стальной втулки, заплавленной свинцовистой бронзой.
Распределительный вал размещается внутри картерного пространства. Привод открытия клапанов штанговый. Для реверсирования предусмотрено по два комплекта шайб впускного, выпускного и пускового клапанов, а также два комплекта шайб топливного насоса, соединенных между собой плавными переходами.
Топливные насосы индивидуального исполнения, золотникового типа, с регулированием количества подаваемого топлива в конце нагнетательного хода плунжера.
Форсунки закрытого типа. В первых моделях двигателей NVD 48 применялось охлаждение распылителя и регулирование величины подъема иглы. В последнее время конструкция упрощена, форсунки всех марок дизелей NVD одинаковы по конструкции и отличаются практически только размерами. На этих двигателях в настоящее время устанавливают системы гидравлического закрытия игл распылителей(гидрозапорные системы).
Регулятор частоты вращения двигателя всережимный, прямого действия, воздействует на общую тягу топливных насосов.
Система смазки с масляным баком. Смазка цилиндро-поршневой группы двигателей последних выпусков осуществлятся разбрызгиванием. В эксплуатации до настоящего времени имеются двигатели, у которых рабочие втулки смазываются от лубрикатора через сверления вдоль стенок втулки. Система охлаждения замкнутая с терморегулятором. Пусковое и реверсивное устройство пневмогидравлическое.
Двигатели NVD48A имеют газотурбинный наддув с давлением наддувочного воздуха 1,3—1,35 кгс/см2. Выпускные коллекторы шестицилиндрового двигателя выполнены из двух, а восьмицилиндрового— из четырех теплоизолированных труб.