СРЕДСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ
Для внутренней связи на судне применяют телефон, переговорные трубы, звонки и свистки.Для связи судна с береговыми постами и станциями, а также с другими судами применяются средства предметной, световой, звуковой, пиротехнической сигнализации и радио.
К средствам предметной сигнализации относятся различные фигуры (шары, конусы, ромбы, цилиндры и т. п.), флаги разной расцветки и флаги Международного свода сигналов; к средствам световой сигнализации — фонари различной конструкции, прожекторы, клотиковые лампы и т. п.; к средствам звуковой сигнализации— свистки, гудки, сирены, горны, колокола и др.; к средствам пиротехнической сигнализации — ракеты, фальшфейеры.
При помощи средств судовой сигнализации все суда обмениваются сигналами, предусмотренными «Правилами плавания по внутренним судоходным путям и Международными правилами для предупреждения столкновений судов в море (МППСС).
Все суда в соответствии с этими Правилами должны нести во время хода и стоянки специальные огни. Для контроля за исправным действием судовых сигнальных огней в рулевой рубке судов современной постройки установлены пульты. При выключении того или иного огня на пульте гаснет соответствующая лампа и включается ревун.
Наблюдение за сигналами является одной из главных обязанностей рулевого. На каждом самоходном судне должны быть установлены следующие сигнально-отличительные фонари.
Бортовые — по одному с каждого борта, расположенные симметрично относительно диаметральной плоскости судна,с дальностью видимости огня не менее 4 км(2 миль). Они освещают дугу горизонта в 112,5°. Световой поток ламп этих фонарей окрашивается зеленым (для правого борта) и красным (для левого борта)светофильтрами и усиливается цилиндрическом линзой из бесцветного стекла.
Каждый бортовой отличительный фонарь должен ограждаться вертикальным щитом, расположенным параллельно диаметральной плоскости судна, а спереди и сзади перпендикулярна бортовому щиту — ширмами.
Щиты и ширмы должны обеспечивать видимость бортовых огней в секторе от диаметральной плоскости (в направлении прямо по носу судна) до траверза и 22,5° позади него. Расстояние от источника света в фонаре до передней ширмы должно быть не менее 915 мм, а на малых судах — 460 мм. Высота щита и задней ширмы — не ниже высоты корпуса фонаря. Щиты и ширмы должны окрашиваться черной краской.
Топовые — расположены на топе фок-мачты; количество и цвет огней зависят от рода перевозимого груза, а также назначения судна и регламентируются на внутренних водных путях Правилами плавания. На судах, плавающих в морских условиях, цвет топовых огней только белый, а количество их регламентирует МППСС.
Топовые фонари освещают дугу горизонта в 225°, по 112,5° с-1 диаметральной плоскости (от направления прямо по носу судна) в сторону каждого борта. Дальность видимости белых огне не менее 8 км (5 миль), а у малых топовых фонарей — 4 км. Топовые фонари имеют ширмы.
Гаковый и гакабортные фонари в количестве трех штук устанавливаются на корме судна с таким расчетом, чтобы они не были видны впереди траверза. Суда шириной до 5 м имеют только один гаковый фонарь. Такой фонарь устанавливается позади трубы в диаметральной плоскости и имеет дугу освещения 135° по горизонту, т. е. по 67,5° от диаметральной плоскости (от направления прямо по корме судна) на оба борта. Дальность видимости такового огня 4 км.
Гакабортные фонари устанавливаются на стенках надстроек по одному с каждого борта, ниже гакового огня, имеют дугу освещения по 180° каждый и дальность видимости 4 км (на малых судах — 2 км).
Для судов, плавающих в морских условиях, положено иметь один фонарь, называемый кормовым, характеристика огня аналогична гаковому огню судов внутреннего плавания. Кроме того, морские суда должны иметь два красных аварийных фонаря с освещением огней по горизонту на 360°, несение которых означает «Лишен возможности управляться».
Кроме перечисленных выше фонарей, все самоходные суда внутреннего плавания должны иметь фонари-отмашки, устанавливаемые на мостике со стороны каждого борта выше бортовых огней.